Полис ОСАГО должен превратиться в банковскую карту, да не простую, а
кредитную. Глава комитета по финансовым рынкам Госдумы Владислав Резник
внес законопроект, предусматривающий создание информационной системы
обязательного страхования. По замыслу авторов законопроекта, кроме
бумажного полиса ОСАГО водитель должен будет возить с собой кусочек
пластика, с помощью которого он будет платить штрафы.
Покупая полис, водитель должен будет предъявить карту, и
страховщик считает с нее данные о задолженности по штрафам, если
таковая имеется. По замыслу разработчиков законопроекта, страховая
компания должна будет отказать клиенту в продаже полиса, пока долг не
будет погашен. Это, считает Резник, помогло бы повысить собираемость
штрафов, которая сейчас не превышает 50%.
«Российский союз автостраховщиков» в законопроекте определяется
как эксплуатирующая организация новой информационной системы. Помимо
этого пластиковая карта будет привязана к банковскому счету, который
автовладелец будет обязан открыть. Этот счет будет кредитным: в случае,
если денег на оплату штрафа не хватит, их выдаст банк. Под какой
процент и на каких условиях – в законопроекте не сообщается. Зато там
указано, что информация о задолженности по оплате кредита перед банком
тоже будет фиксироваться на карте. И при ее наличии оформить полис
ОСАГО тоже будет нельзя.
Не заплатить штраф при наличии такой карты, по мысли авторов
законопроекта, будет невозможно. Правда, при условии, что у сотрудника ГИБДД
с собой будет устройство для считывания карты. С этим проблем
возникнуть не должно: устройства, способные считывать данные банковских
карт даже на высоте 10 000 метров, давно изобретены и успешно
используются в самолетах. Осталось снабдить техникой инспекторов ГИБДД.
Правда, из пояснительной записки к законопроекту неясно, за чей счет:
сама система должна быть создана не за счет бюджетных средств,
организовать финансирование мероприятий должен РСА «с привлечением инвестиционных и кредитных средств».
Несмотря на то, что на первый взгляд предлагаемая система кажется
частью электронного правительства – она предусматривает обмен
информацией между государством, банками и страховщиками – она таковой
не является, о чем особо сказано в пояснительной записке. Не является
она и частью создаваемой национальной платежной системы, хотя вопрос о
том, какому банку достанется обслуживание счетов 36 млн автовладельцев
– не праздный. В Госдуме пояснили, что страховщики должны будут
провести тендер и выбрать банк (или банки) с лучшими условиями.
Очевидно, что реально конкурировать за счета автолюбителей смогут
крупные банки с разветвленной сетью: ведь необходимо предоставить
гражданам возможность погасить кредит даже в самых отдаленных уголках
страны.